Госэкспертиза
11 октября 2018
Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в соответствии с Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214 (далее – Положение о экспертизе).
Управление Росреестра по Республике Коми (далее – Управление) в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Росреестра от 19.04.2010г. № П/169, осуществляет полномочия по государственной экспертизе землеустроительной документации, полученной в результате проведения землеустройства на территории Республики Коми.
При принятии решения о необходимости проведения экспертизы издается Приказ о проведении экспертизы и утверждается состав экспертной комиссии.
В состав экспертной комиссии включаются специалисты предприятий (по согласованию) имеющие опыт в выполнении землеустроительных работ, кадастровые инженеры, специалисты Управления и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми.
Экспертиза проводится на соответствие землеустроительной документации:
- исходным данным, то есть ранее выполненным землеустроительным и кадастровым работам, данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), федерального фонда пространственных данных, документам государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, то есть техническому заданию на производство работ, требованиям, инструкциям, указаниям на производство тех или иных землеустроительных работ.
В случаях спора в отношении местоположения границ объектов землеустройства землеустроительная экспертиза проводится с выездом на объект экспертизы для определения фактического местоположения границ, в том числе геодезическим способом. В прочих случаях проводится камеральная экспертиза землеустроительной документации.
В ходе экспертиз сверяются значения координат пунктов государственной геодезической сети, используемые при создании планово-высотного обоснования, с данными из государственных каталогов координат, хранящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде, проверяется точность создания топографических планов.
При установлении местоположения учтенных в государственном кадастре недвижимости границ проверяется использование актуальных сведений ЕГРН, материалов межевых дел, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В ходе проведения землеустроительных экспертиз проводится полевой инструментальный контроль точности вычисления координат характерных точек границ, установленных в ходе выполнения работ.
По итогам проведения экспертизы составляется заключение экспертной комиссии, которое утверждается приказом руководителя Управления.
Заключение экспертной комиссии направляется заказчику экспертизы, копии направляется в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми и другим заинтересованным лицам (заказчику работ, пользователю смежного земельного участка и тд.).
Государственная услуга по экспертизе землеустроительной документации характеризуется в настоящее время достаточно низкой востребованностью.
В 2017 году Управлением проведено 5 экспертиз землеустроительной документации, за 1 полугодие 2018 года 2 экспертизы.
Низкая востребованность экспертизы землеустроительной документации объясняется тем, что она проводится в заявительном порядке. Однако, экспертиза может проводиться не только по инициативе заинтересованных лиц. В соответствии с Положением о экспертизе, экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления при осуществлении ими деятельности, направленной на обеспечение оптимального использования и эффективной охраны земель.
Ослабление осуществления государственной экспертизы землеустроительной документации и федерального государственного контроля в области землеустройства не способствует рациональному использованию земельных ресурсов Республики Коми и неизбежно приводит к снижению контроля за данной сферой, что приводит к процессам и ухудшению экологической обстановки, многочисленныи жалобами граждан и юридических лиц на ошибки и низкое качество услуг в земельно-имущественной сфере.