Городское поселение "Жешарт" Республика Коми
Официальный сайт

Жилищные права

15 октября 2019

Российская Федерация - одна из немногих стран мира, которая оказывает своим гражданам такую меру социальной поддержки, как выплата материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) второго и последующего ребенка.

Порядок ее предоставления закреплен в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон  N 256-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных этим федеральным законом.

Право на его получение подтверждается выдаваемым территориальными органами Пенсионного фонда РФ именным государственным сертификатом.

Согласно данным Пенсионного фонда РФ, в 2016 г. выдано 7,6 млн, в 2017 г. - 8,3 млн сертификатов на материнский капитал. Размер материнского капитала увеличился с 250 тыс. руб. в 2007 г. до 453 026 руб. (с 2015 г. названная сумма остается неизменной)

В ходе реализации названной меры социальной поддержки возникли различные незаконные способы ее получения и распоряжения полученными денежными средствами. Это и представление в Пенсионный фонд РФ поддельных свидетельств о рождении ребенка, оформление новорожденного на женщину, которая не являлась его биологической матерью, приобретение жилья, фактически непригодного для проживания, и др.

При выявлении подобных нарушений прокуратура Волгоградской области принимала исчерпывающие меры реагирования - в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ собранные материалы по факту мошенничества со средствами материнского капитала передавались в правоохранительные органы для осуществления уголовного преследования, в суды направлялись иски о блокировке сайтов с предложениями по "обналичиванию материнского капитала".

Это позволило в значительной мере декриминализовать названную сферу правоотношений в регионе.

Вместе с тем практика прокурорского надзора свидетельствует о наличии определенных правовых пробелов в законодательстве о защите прав детей, чьи родители воспользовались названной мерой социальной поддержки.

Согласно Правилам направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 862 (далее - Правила N 862), в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на предусмотренные названным нормативным правовым актом способы улучшения жилищных условий лицо, получившее сертификат, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, помимо прочего, засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения.

Обязательство дает лицо, определенное Правилами N 862, в зависимости от способа использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Несмотря на детальную регламентацию формы указанного обязательства и порядка его исполнения, законодатель, к сожалению, не определил уполномоченный орган по контролю за его соблюдением, а также не предусмотрел ответственность за его нарушение.

Как верно отмечает В. Бовыкин, "в условиях, когда регистрирующие органы не обладают информацией о денежных средствах, с использованием которых приобретается жилье, и нет законодательного закрепления обязанности выяснять источник оплаты приобретаемого жилья родителями, имеющими детей, может возникнуть ситуация, при которой родители, приобретшие жилье с использованием средств материнского капитала, продают либо иным образом распоряжаются купленным жильем, нарушая этим права детей на жилье».

Приведем пример. В ходе анализа информации, представленной в прокуратуру района управлением Пенсионного фонда РФ в Калачевском районе, установлено, что Л. не исполнила обязанность по оформлению приобретенной на средства материнского (семейного) капитала квартиры в общую собственность детей.

В ходе прокурорской проверки выяснено, что Л. заключила договор купли-продажи указанной квартиры и сдала документы для регистрации права собственности.

В связи с этим прокуратура района в исковом заявлении о понуждении оформления доли собственности несовершеннолетних лиц на жилое помещение в качестве мер обеспечения исполнения требований ходатайствовала перед судом о запрете совершения названной сделки.

Лишь после удовлетворения судом требований прокурора Л. выполнила предусмотренную законом обязанность, хотя должна была это сделать в 2015 г.

Участвовавший в судебном заседании представитель Пенсионного фонда на вопрос прокурора о причинах длительного непринятия мер в отношении Л. пояснил, что законодательством на 

сотрудников Фонда такая обязанность не возложена.

И подобные ситуации не единичны. На практике есть случаи, когда давшие обязательство лица, не оформляя право собственности своих детей на приобретаемое жилье, продавали его третьим лицам, а при поступлении в прокуратуру района информации из Пенсионного фонда РФ устанавливалось, что этим жильем владеет уже третий либо четвертый собственник. Предъявлять в указанном случае иск о признании всех сделок недействительными представляется неправильным, поскольку могут быть нарушены права добросовестных приобретателей.

Также есть случаи поступления в прокуратуру информации о неисполнении названной обязанности после истечения сроков давности для предъявления подобных исков, что фактически лишает прокурора возможности защитить права несовершеннолетних.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что, несмотря на требования Закона N 256-ФЗ, определяющие Пенсионный фонд РФ в качестве уполномоченного органа по ведению федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который осуществляет выдачу сертификатов на материнский (семейный) капитал, проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных документах (следует отметить, что это, опять же, лишь право, а не обязанность), "законодатель не предусмотрел способы контроля за исполнением обязательства, взятого на себя собственником жилого помещения (жилого дома), приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала".

Статистика свидетельствует о распространенности таких нарушений. Однако административная ответственность за их совершение не предусмотрена.

Необходимо отметить, что работники Пенсионного фонда РФ обладают всеми техническими возможностями по реализации контрольных полномочий в этой сфере.

Они, как отмечено выше, ведут федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, запрашивают необходимые сведения в соответствующих органах (ч. 4 ст. 5 Закона N 256-ФЗ).

В связи с этим представляется необходимым внесение изменений в Правила о возложении на Пенсионный фонд РФ и его территориальные подразделения обязанности по контролю за своевременностью исполнения соответствующими лицами письменного обязательства оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей.

Также в целях обеспечения эффективного расходования средств материнского (семейного) капитала необходимо дополнить КоАП РФ статьей, предусматривающей ответственность за неисполнение письменного обязательства оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей в установленные законом сроки, с наделением сотрудников Пенсионного фонда РФ полномочиями по составлению протоколов по такой статье.

Органы же прокуратуры будут осуществлять надзор за исполнением Пенсионным фондом РФ названных обязанностей, не подменяя деятельность уполномоченного органа.

 

 

Вернуться в раздел "Прокуратура информирует"

Сообщение отправлено

Благодарим за обращение. Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время. Произвольный текст...

Заголовок