Городское поселение "Жешарт" Республика Коми
Официальный сайт

Коррупционные преступления

15 октября 2019

Муниципальные служащие - это ключевое, связующее звено в отношениях между муниципальной властью и населением. Именно от их компетентной и профессиональной работы напрямую зависят эффективность реализации муниципальной социально-экономической политики, а также степень доверия и общий престиж органов власти в глазах местного сообщества.

Однако в настоящее время существует множество проблем, которые ставят эффективность профессиональной деятельности муниципальных служащих под большой вопрос. Ключевым из них является проблема совершения коррупционных правонарушений - противоправных деяний, выраженных в злоупотреблении муниципальными служащими своим служебным положением и полномочиями, даче и получении взяток, подкупах в целях получения собственной выгоды.

Последствия совершения подобных правонарушений выражаются в снижении эффективности деятельности муниципальных образований и органов местного самоуправления (коррумпированный орган становится малопригодным либо непригодным вовсе для отправления свойственных ему функций, становится бесполезен для общества).

Сегодня для противодействия коррупции среди муниципальных служащих и снижения ее уровня законодателем была сформирована достаточно серьезная антикоррупционная правовая база. Были приняты Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", целый ряд указов Президента РФ, также внесены соответствующие изменения в уже действующее законодательство о муниципальной и государственной службе, в частности, в Федеральный закон РФ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и в Федеральный закон РФ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Согласно статье 13 Федерального закона РФ "О противодействии коррупции" за совершение коррупционных правонарушений физическими лицами (и муниципальными служащими в том числе) предусмотрены такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Об особенностях их применения к муниципальным служащим и пойдет далее речь в данной статье.

Что касается гражданско-правовой ответственности муниципальных служащих за совершение правонарушений коррупционной направленности, то она регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Так, исходя из содержания статьи 1064 ГК РФ, вред, который причинен личности либо имуществу гражданина, юридического лица, в том числе и совершением коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме тем лицом, которое причинило вред (либо юридическим лицом/гражданином, работник которого причинил вред).

При этом вред возмещается не самим причинителем непосредственно, а за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны, как это предусмотрено ст. 1071 ГК РФ, выступают соответствующие финансовые органы. Ответственность наступает при наличии вины в действиях муниципальных органов и их должностных лиц - муниципальных служащих. Здесь возникают два вопроса: правовые гарантии для граждан, права которых нарушены, и правовые гарантии для самих органов и муниципальных служащих, по отношении к которым эта процедура осуществляется. Если в первом случае в законе предоставлено право гражданина обжаловать решение суда субъекта РФ, то во втором случае гарантии отсутствуют как таковые, т.е. совершившие коррупционное правонарушение органы и лица, которые вследствие этого распускаются, не имеют права защитить свои права, если они не согласны с точкой зрения суда

Административная ответственность муниципальных служащих за коррупционные правонарушения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). КоАП РФ устанавливает административную ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционной направленности, в том числе предусмотренных ст. ст. 7.29 - 7.32, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29. Указанные статьи преимущественно связаны с нарушениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; ответственность за совершение подобных деяний предусмотрена в виде предупреждения, административного штрафа (в некоторых случаях, в частности, за совершение такого деяния, как незаконное вознаграждение от имени юридического лица, предусмотрен и такой вид административной ответственности, как конфискация денег, послуживших взяткой).

Самой строгой мерой юридической ответственности за совершение муниципальным служащим преступления коррупционной направленности является уголовная. Так, в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Минтруда России 8 ноября 2013 г., к числу уголовно наказуемых относятся такие деяния коррупционной направленности, как мошенничество, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, получение либо дача взятки, посредничество во взяточничестве, служебный подлог, провокация взятки либо коммерческого подкупа. Подобные правонарушения, исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), могут наказываться штрафом, лишением права занимать руководящую должность, исправительными либо принудительными работами, а также лишением свободы на определенный срок.

В то же время существует некая неопределенность, касающаяся субъектного состава некоторых перечисленных правонарушений, в частности, необоснованно сужен субъектный состав получения взятки муниципальными служащими. Под ними понимается лишь глава (руководитель) органа местного самоуправления, в то время как, по мнению некоторых правоведов, в частности В.И. Гладких, по этой части ответственность должны нести все руководители органа муниципального образования. Также вызывает вопросы диспозиция ст. 290 УК РФ, гласящая, что "получение взятки... за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию)...". Вполне очевидно, что бездействие не может входить в служебные полномочия должностного лица, равно как и муниципального служащего.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в части применения различных мер ответственности по отношению к муниципальным служащим за совершение ими коррупционных преступлений в нормах содержится ряд недостатков, в результате они нуждаются в совершенствовании. В частности, подлежат, по нашему 

мнению, корректировке диспозиции некоторых статей Гражданского, Уголовного кодексов РФ, а также КоАП РФ. Также представляется необходимым закрепить в законодательстве эффективный механизм привлечения к ответственности руководителя муниципального органа. Подобная мера способствовала бы обеспечению принципа неотвратимости привлечения муниципальных служащих или руководителей к ответственности за совершение ими коррупционных правонарушений.

В целях совершенствования института уголовной ответственности за совершение муниципальными служащими коррупционных преступлений нам представляются возможными возвращение такой радикальной меры, как конфискация имущества в виде дополнительного вида наказания (каковой она была до декабря 2003 г.), а также имплементация в российское уголовное законодательство ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное обогащение чиновников. Полагаем, что подобные меры положительным образом повлияют на борьбу с коррупционными проявлениями в деятельности муниципальных служащих и в конечном итоге поспособствуют формированию по-настоящему честной и эффективной власти на местах.

 

 

Вернуться в раздел "Прокуратура информирует"

Сообщение отправлено

Благодарим за обращение. Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время. Произвольный текст...

Заголовок