Городское поселение "Жешарт" Республика Коми
Официальный сайт

О диспансеризации

15 октября 2019

С 1 января 2019 года  в Трудовом кодексе появилось понятие диспансеризации. Поскольку медицинские осмотры прямо предусмотрены в законодательстве, то установлены и их виды:

- обязательные медицинские осмотры. К ним относятся, в частности, осмотры предварительные (при поступлении на работу) и периодические, а также медосмотры, проводимые в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены);

- обязательные психиатрические освидетельствования работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями;

- внеочередные медицинские осмотры работников.

Изменения в отношении проведения диспансеризации.

Суть изменений состоит в том, что с 2019 года работодатели должны отпускать своих работников для прохождения диспансеризации, сохраняя за ним не только место работы и должность, но и средний заработок. Работникам гарантирован 1 рабочий день в течение 3 лет. То есть раз в 3 года работники могут отпрашиваться у работодателя, чтобы пройти диспансеризацию (ст. 185.1 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ существует обязательность медицинских осмотров для отдельных категорий работников (в т.ч. работников пищевых производств, торговли, работников, чья деятельность связана с источниками повышенной опасности).

Но в этой связи большинство работников лишено возможности проверить свое здоровье еще и за счет работодателя.

Медицинские осмотры часто носят поверхностный характер. Прохождение медицинских осмотров, определяющих пригодность работников для выполнения тех или иных работ, зачастую заключается в предрейсовых и послерейсовых осмотрах, не дающих объективную картину состояния здоровья работника и не несущих функции профилактики или лечения заболеваний.

Порядок проведения диспансеризации был определен в Приказе Минздрава от 26.10.2017 N 869н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения".

Диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан в целях:

1) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее - хронические неинфекционные заболевания), факторов риска их развития, включающих повышенный уровень артериального давления, гиперхолестеринемию, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, риск пагубного потребления алкоголя, нерациональное питание, низкую физическую активность, избыточную массу тела или ожирение (далее - факторы риска), а также потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

2) определения группы здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, а также для здоровых граждан;

3) проведения профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития;

4) определения группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском.

Диспансеризация проводится в следующих целях:

- для выявления ранних хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности в России, основных факторов риска их развития;

- для определения необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, необходимых для граждан с выявленными заболеваниями, группы диспансерного наблюдения и профилактического консультирования граждан.

Диспансеризация проводится в два этапа.

Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации, и включает в себя:

1) опрос (анкетирование) 1 раз в 3 года в целях выявления жалоб, характерных для неинфекционных заболеваний, личного анамнеза, курения, потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ, характера питания, физической активности, а также в целях выявления у граждан в возрасте 75 лет и старше риска падений, жалоб, характерных для остеопороза, депрессии, сердечной недостаточности, некорригированных нарушений слуха и зрения (далее - анкетирование);

2) антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии), расчет индекса массы тела 1 раз в 3 года;

3) измерение артериального давления 1 раз в 3 года;

4) определение уровня общего холестерина в крови (допускается использование экспресс-метода (для граждан в возрасте до 85 лет 1 раз в 3 года);

5) определение уровня глюкозы в крови натощак (допускается использование экспресс-метода) 1 раз в 3 года;

6) определение относительного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 21 года до 39 лет включительно и абсолютного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 42 до 63 лет включительно, не имеющих заболеваний, связанных с атеросклерозом, сахарного диабета второго типа и хронических болезней почек, 1 раз в 3 года;

7) проведение индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте) для граждан в возрасте до 72 лет с высоким относительным и высоким и очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском, и (или) ожирением, и (или) гиперхолестеринемией с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) курящих более 20 сигарет в день; направление указанных граждан на углубленное (индивидуальное или групповое) профилактическое консультирование вне рамок диспансеризации;

8) электрокардиографию в покое (для мужчин в возрасте 36 лет и старше, для женщин в возрасте 45 лет и старше 1 раз в 3 года);

9) осмотр фельдшером (акушеркой), взятие с использованием щетки цитологической цервикальной мазка (соскоба) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование (далее - мазок с шейки матки), цитологическое исследование мазка с шейки матки (для женщин в возрасте от 30 до 60 лет 1 раз в 3 года);

10) флюорографию легких 1 раз в 3 года;

11) маммографию обеих молочных желез в двух проекциях (для женщин в возрасте 39 - 48 лет 1 раз в 3 года и в возрасте 50 - 70 лет 1 раз в 2 года);

12) исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим методом (для граждан в возрасте от 49 до 73 лет 1 раз в 2 года);

13) определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови (для мужчин в возрасте 45 лет и 51 года);

14) измерение внутриглазного давления 1 раз в 3 года (для граждан в возрасте от 60 лет и старше);

15) прием (осмотр) врачом-терапевтом по завершении исследований первого этапа диспансеризации, проводимых с периодичностью 1 раз в 3 года, включающий установление диагноза, определение группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, проведение краткого профилактического консультирования, включая рекомендации по здоровому питанию, уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя, определение медицинских показаний для обследований и консультаций в рамках второго этапа диспансеризации;

16) прием (осмотр) врачом-терапевтом по завершении исследований первого этапа диспансеризации, проводимых с периодичностью 1 раз в 2 года при наличии выявленных патологических изменений, включающий определение в соответствии с выявленными изменениями медицинских показаний для обследований и консультаций в рамках второго этапа диспансеризации.

Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния).

Диспансеризация для предпенсионеров.

В связи с повышением пенсионного возраста у работодателей возникает резонный вопрос о здоровье работника, ведь работодателю не хочется сталкиваться с ситуацией, когда работник все время находится на больничном или же на работе с ним случается несчастный случай ввиду того, что работник скрыл состояние своего здоровья, инвалидность или иные подробности. Конечно, проверить здоровье против воли работника работодатель в настоящее время не может, за исключением случаев обязательных осмотров.

Для пенсионеров и предпенсионеров (тех, кому осталось не более 5 лет до срока выхода на пенсию) предусмотрены дополнительные гарантии. В отличие от остальных, они смогут брать для прохождения диспансеризации не один, а 2 оплачиваемых рабочих дня. Причем каждый год.

Однако с внедрением поправок работодатель может установить единые требования для прохождения диспансеризации.

Чтобы пройти диспансеризацию, необходимо:

  1. Иметь полис ОМС.
  2. Быть прикрепленным к поликлинике.
  3. Подходить по возрасту. Диспансеризация проводится 1 раз в 3 года, и пройти ее можно в течение того года, когда вам исполнилось или

диспансеризацию с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации.

В результате Управление Росреестра было привлечено к административной ответственности.

В Апелляционном определении Волгоградского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33-10027/2016 суд обязал провести диспансеризацию муниципальных служащих.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также

исполнится: 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45, 48, 51, 54, 57, 60, 63, 66, 69, 72, 75, 78, 81, 84, 87, 90, 93, 96, 99 лет.

Работодатель может заключить договор с определенной поликлиникой для прохождения диспансеризации и медосмотров всеми сотрудниками.

Чтобы работнику-предпенсионеру воспользоваться гарантией, необходимо подать соответствующее заявление работодателю. Форма подобного заявления не утверждена законодательно, поэтому заявление возможно предоставить в свободной форме.

Направление работников на диспансеризацию и медицинский осмотр.

Порядок направления на диспансеризацию и медицинский осмотр идентичны.

Прежде всего работодатель должен определить категории работников, которые направляются на диспансеризацию и медицинский осмотр. Сделать это возможно, издав соответствующий приказ.

В приказе целесообразно установить:

1) профессии (должности) работников согласно штатному расписанию;

2) вредные производственные факторы;

3) периодичность проведения диспансеризации и медицинских осмотров;

4) финансирование медосмотров и диспансеризации.

Если медосмотр работодатель проводит за свой счет, то в отношении диспансеризации это не обязательно. Однако, безусловно, удобнее и диспансеризацию, и медицинский осмотр проводить в одном медицинском учреждении.

Медицинские услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств работодателя, предоставляются на основании договоров.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) о порядке оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Порядок направления на медосмотр установлен законодательно. Так, работодатель должен предоставить:

- сведения о работодателе (наименование, форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД);

- наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;

- вид медицинского осмотра (в данном случае - предварительный), диспансеризации;

- сведения о лице, поступающем на работу (Ф.И.О., дата рождения);

- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в которое принимается на работу кандидат;

- наименование должности (профессии) или вида работы;

- вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным осмотрам.

После прохождения диспансеризации выдается соответствующий документ, подтверждающий ее прохождение.

После получения от лица, поступающего на работу, заключения по результатам диспансеризации или медосмотра работодатель может принять решение о допуске (недопуске) данного лица к работе.

При выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором, работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе).

Если работник в соответствии с медицинским заключением нуждается в переводе (временном или постоянном), то согласно ч. 1 ст. 73 ТК РФ работодатель обязан перевести его на другую, не противопоказанную работнику работу.

Если в организации имеется подходящая вакансия и работник согласен на перевод, должно быть заключено дополнительное соглашение к трудовому договору и издан приказ (форма N Т-5).

Согласно ч. 2 ст. 73 ТК РФ работник отстраняется от работы, если он нуждается во временном переводе (до четырех месяцев), но отказывается от него или у работодателя нет подходящей вакансии.

Ответственность работодателя.

Ответственность работодателя за непроведение диспансеризации не установлена, поскольку фактически за это не предусмотрена административная ответственность.

А вот если не проведен медицинский осмотр, то предусмотрена ответственность. Существует норма, описанная ст. 5.27 КоАП РФ. Она предполагает наложение штрафа для должностного лица в размере от 1 000 руб. до 5 000 рублей, а для юридического лица - от 30 000 рублей до 50 000 рублей.

В отношении же диспансеризации в настоящее время сложилась только практика, касающаяся государственных служащих. В качестве примера можно привести Постановление Верховного Суда РФ от 30.01.2015 N 71-АД14-17.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной 11 октября 2013 г. Государственной инспекцией труда в Калининградской области проверки соблюдения Управлением Росреестра по Калининградской области требований трудового законодательства было установлено, что:

- в нарушение ст. ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 16 раздела 3 приложения N 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные (обязательные) и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения предварительных (обязательных) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" Управление Росреестра по Калининградской области не обеспечило прохождение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работниками (водители автомобилей - 12 работников), занятыми на тяжелых работах и на работах с вредными (или) опасными условиями труда;

В силу п. 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.

Таким образом, сегодня установлена ответственность за непрохождение диспансеризации только в отношении муниципальных служащих.

Для того чтобы привлечь население более активно обращаться в поликлиники для профилактических осмотров, государству необходимо информировать граждан всеми доступными способами, выделять достаточное количество денежных средств, ресурсов, чтобы все граждане, которые имеют право воспользоваться диспансеризацией, смогли сделать это. В противном случае инициатива в отношении диспансеризации может остаться только императивной нормой в Трудовом кодексе.

 

Вернуться в раздел "Прокуратура информирует"

Сообщение отправлено

Благодарим за обращение. Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время. Произвольный текст...

Заголовок