О медицинских услугах
20 ноября 2020
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506.
Основными государственными источниками финансирования Программ являются средства системы обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.
В Республике Коми действуют федеральные лечебно-профилактические учреждения, а также больницы и поликлиники, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Коми, со списками которых можно ознакомиться на сайтах названных органов власти.
Виды бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках названных Программ:
1. Первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, педиатрами, в т.ч. участковыми, семейными врачами и врачами специалистами.
2. Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях, в т.ч. дневного стационара, врачами-специалистами, и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в т.ч. в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.
3. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники.
С перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения, можно ознакомиться в приложении к Программам.
4. Скорая медицинская помощь, которая оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
5. Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях для неизлечимо больных пациентов.
Названные виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:
· медицинской реабилитации;
· экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);
· различных видов диализа;
· химиотерапии при злокачественных заболеваниях;
· профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях, по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом;
· диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. усыновленных и принятых под опеку (попечительство);
· диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.
При оказании медицинской помощи в рамках Программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
оказание медицинских услуг;
1. назначение и применение в стационарных условиях, в т.ч. дневного стационара, при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной форме лекарственных препаратов по медицинским показаниям, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не входящих в названный перечень в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости по жизненным показаниям;
2. назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям;
3. размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;
4. создание условий пребывания в стационаре, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи в медицинской организации с ребенком в возрасте до 4-х лет, а для детей старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;
5. транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в другую медорганизацию для проведения ему диагностических исследований, которые не могут быть проведены по месту лечения.
В дневном стационаре бесплатное питание предоставляется при наличии медицинских показаний детям и беременным женщинам, пациентам с сахарным диабетом и с онкологическими заболеваниями.
Платные медицинские услуги могут быть оказаны при согласии пациента и только на основании заключенного с медорганизацией договора, который должен содержать условия и сроки получения платных медицинских услуг; порядок расчетов; права и обязанности; ответственность сторон.
Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной и достоверной информацией о местонахождении учреждения, режиме работы, перечне платных медицинских услуг и их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также о квалификации и сертификации специалистов.
Оплата за медицинские услуги может производиться в учреждениях банков или в медицинском учреждении с применением контрольно-кассовых машин или бланков, являющихся документом строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке, с выдачей кассового чека или копии документа, подтверждающего прием наличных денег.
Медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
Помните! Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему без взимания платы в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять к медицинским организациям требования:
- о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим
исполнением условий договора;
- о возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни; - о компенсации за причинение морального вреда.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг пациент вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
При обнаружении недостатков оказанной услуги пациент вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Пациент вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
ДЕЙСТВИЯ ПАЦИЕНТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ
1. Если в государственном медицинском учреждении Вам предлагают заплатить за обследование или лечение, назначенное лечащим врачом, позвоните в свою страховую компанию и удостоверьтесь, что данная услуга действительно может быть оказана Вам только на платной основе.
2. Получите у медицинской организации необходимую информацию: о наличии лицензии на соответствующий вид деятельности, о квалификации и сертификации специалистов, о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая порядок расчетов и сведения о льготах для отдельных категорий граждан.
3. Перед заключением договора ознакомьтесь с его условиями и получите у администрации ответы на интересующие вопросы. При необходимости воспользуйтесь консультацией юриста или обратитесь за разъяснением в свою страховую медицинскую организацию.
4. При оплате услуг получите кассовый чек или один экземпляр заполненной квитанции, подтверждающие прием наличных денег.
5. Храните договор и документы на оплату до получения результатов оказания медицинской услуги.
Как действовать в случае обнаружения недостатков или нарушения сроков оказании медицинских услуг.
1. Обратитесь к руководителю медучреждения с письменной претензией, составленной в 2-х экземплярах, и предъявите одно из перечисленных выше требований, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей». Срок рассмотрения претензии – 10 дней с даты получения.
2. Потребуйте подтверждение о вручении претензии (подпись ответственного за прием корреспонденции лица с расшифровкой и указанием даты на копии претензии). Направляя претензию по почте, сохраните уведомление о вручении.
3. При отказе в удовлетворении требования либо отсутствии ответа в установленный срок, обратитесь за защитой в районный суд по месту жительства либо по месту нахождения медучреждения. По закону иски о защите прав потребителей освобождены от оплаты государственной пошлины.
4. При необходимости принятия мер административного воздействия направьте жалобу в Росздравнадзор по Республике Коми, если платную услугу оказывало медицинское учреждение федерального уровня, в Министерство здравоохранения Республики Коми, либо в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми.