Правила обращения с ТКО
17 августа 2018
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Понятие «твердые коммунальные отходы» раскрыто в статье 1 Закона № 89 – ФЗ, в соответствии с которой твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
Законом № 89-ФЗ устанавливаются общие требования обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Закона № 89 – ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
По общему правилу региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуетсяпринимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуетсяоплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Кроме того, в соответствии с ч. 16.1. ст. 7 Закона Республики Коми № 95-РЗ от 30.12.2003 органы местного самоуправления полномочны возбуждать дела об административных правонарушениях по выявленным фактам сброса мусора, иных отходов производства и потребления вне специально установленных муниципальными правовыми актами для этого мест (в общественных местах, на объектах благоустройства, придомовых территориях, территориях, прилегающих к объектам проведения строительных, ремонтных, восстановительных работ), если это не подпадает под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За совершение указанного административного правонарушения гражданам грозит штраф до 4 тыс. рублей, должностным лицам – до 20 тыс. рублей, юридическим лицам – до 200 тыс. рублей.
Правила (скачать)