Приостановление услуг ЖКХ
25 сентября 2018
В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
Во исполнение статьи 157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которым также урегулированы вопросы приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг (далее – Правила).
В силу п. 114 Правил под ограничением предоставления коммунальной услуги понимается временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение график предоставления услуги в течение суток, а под приостановлением – временное прекращение подачи ресурса.
Правилами определены основания и процедуры применения указанных мер. Так, они могут быть введены без предварительного уведомления потребителя в случае (п. 115):
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;
б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий;
в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям;
г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки внутридомовых инженерных систем;
д) получения предписания органа контроля (надзора) о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан.
Предварительное уведомление потребителя о предстоящем ограничении или приостановлении коммунальной услуги требуется в случае (п. 117 Правил):
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия прибора учета при условии отсутствия заключенного потребителем-должником соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения (п. 118 Правил).
Согласно п. 119 Правил введение ограничительных мер проводится в следующем порядке.
Во-первых, потребителю-должнику вручается под расписку или направляется заказным письмом предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения предоставление ему коммунального ресурса может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Такое предупреждение может быть передано потребителю посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Во-вторых, при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении при наличии технической возможности вводится ограничение услуги.
В-третьих, при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги предоставление коммунальной услуги приостанавливается.
При этом в многоквартирных домах не может быть приостановлена поставка отопления и холодного водоснабжения (подп. «в» п. 119 Правил).
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня:
- полного погашения задолженности и оплаты расходов по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги;
- заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов.
Согласно п. 121 Правил мероприятия по ограничению либо приостановлению предоставления коммунальной услуги в связи с неполной оплатой потребителем коммунальной услуги может быть введено только в отношении потребителей, допустивших возникновение задолженности. Добросовестных потребителей коммунальных услуг, проживающих в одном многоквартирном доме со злостными неплательщиками, ограничение или приостановление коммунальной услуги не коснется.