Призыв на военную службу
15 октября 2019
Действующее законодательство о государственной гражданской и муниципальной службе ограничивает право граждан на доступ к осуществлению данных видов трудовой деятельности в случае признания лица не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" эти граждане (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) не могут быть приняты на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий в случае вынесения призывной комиссией в отношении его такого заключения подлежит увольнению. Аналогичное правило предусмотрено и в п. 10 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Ограничение действует в течение 10 лет. Указанный период исчисляется со дня истечения срока, установленного для обжалования заключения призывной комиссии муниципального образования в вышестоящую призывную комиссию субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) данный срок составляет три месяца с момента вынесения заключения. Если же гражданин оспаривал заключение в судебном порядке, отсчет десятилетнего периода начинается со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении заключения и (или) решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе на это заключение не были нарушены.
Как следует из п. 1.1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ, гражданин признается не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если до окончания призывного возраста, т.е. до 27 лет, он не был призван в армию. Данное правило не распространяется на граждан, которые:
- освобождены от призыва по состоянию здоровья;
- освобождены от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья;
- прошли альтернативную гражданскую службу;
- прошли военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
- воспользовались правом на освобождение от призыва;
- не были призваны в связи с предоставлением им отсрочки;
- не были призваны в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии;
- не были призваны по другим причинам и после 1 января 2014 г. не подлежат призыву по возрасту.
Дата вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", предусматривающего возможность признания граждан не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Граждане, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, могут быть признаны не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. По смыслу п. 1.1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 26-П (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации) для этого не требуется обвинительного приговора за уклонение от военной службы. Заключение выносится независимо от привлечения лица к уголовной или административной ответственности за нарушение законодательства о воинской обязанности. Вместо военного билета гражданину выдается справка
Как указано в Порядке ведения и хранения справки взамен военного билета (приложение к форме N 1/у), установленном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495, "справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. <...> Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии".
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что "не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу)". Для справедливого разрешения данных ситуаций необходимо беспристрастное и всестороннее изучение призывными комиссиями имеющихся документов и учет всех обстоятельств дела.
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, при обжаловании гражданами заключений призывных комиссий суды обязаны исследовать фактические обстоятельства каждого дела и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным.
Таким образом, вопрос о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, должен решаться с учетом конкретных причин неисполнения воинской обязанности.
Однако существуют общие условия, при которых призывные комиссии нередко выносят данные заключения, а суды поддерживают их позицию. Речь идет о нарушении гражданами определенных требований законодательства о воинской обязанности. Рассмотрим их более подробно.
- Неявка по повестке.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона N 53-ФЗ "граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы".
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона N 53-ФЗ уважительными причинами неявки по повестке военкомата при наличии документального подтверждения являются:"заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом".Пункт 4 ст. 31 Федерального закона N 53-ФЗ предусматривает, что в случае неявки без уважительных причин по повестке военкомата на призывные мероприятия гражданин считается
уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
На практике административная (ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или уголовная (ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность по различным причинам наступает не всегда. И отношения между военкоматами и бывшими призывниками переходят в судебную плоскость уже после прибытия граждан за военными билетами по окончании призывного возраста.
- Отказ от получения повестки.
Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона N 53-ФЗ "граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
- Неявка в военкомат при изменении места жительства.
Пункт 1 ст. 10 Федерального закона N 53-ФЗ обязывает каждого призывника явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета:
- при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев;
- при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде на территорию России.
- Несообщение сведений об изменении образования или места жительства.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона N 53-ФЗ установлена обязанность граждан, подлежащих воинскому учету, сообщать в двухнедельный срок в военкомат сведения об изменении:
- семейного положения;
- образования;
- места работы или должности;
- места жительства или места пребывания (при переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания).
- Воспрепятствование призыву путем многократного обжалования решений призывных комиссий.
В законодательстве о воинской обязанности и военной службе не содержится каких-либо указаний на подобное нарушение или запрета на обращение за судебной защитой. Право на обжалование решений призывных комиссий вытекает из ч. ч. 1 - 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, положений гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и прямо установлено п. 7 ст. 28 и п. 4 ст. 29 Федерального закона N 53-ФЗ. При обжаловании гражданином решения или заключения комиссии их выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.